Бизнес портал - LubyankaHall

УДК 352.075

Самохвалова Татьяна Владимировна, студентка 2 курса магистратуры направления государственное и муниципальное управление Курского государственного университета

e-mail: stv-2511 @mail. ru

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Г. КУРСК)

Аннотация: данная статья посвящена исследованию особенностей социальной политики муниципального образования. Рассмотрены основные проблемы реализации социальной политики г. Курска, дана их характеристика. Предложены пути совершенствования отдельных направлений социальной работы.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, социальные выплаты.

Samokhvalova Tatyana Vladimirovna, student 2 courses of a magistracy directions public and municipal administration KurskState University

e-mail: stv-2511 @mail.ru

THE MAIN PROBLEMS OF REALIZATION OF SOCIAL POLICY AND WAY OF HER IMPROVEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPALITY THE

Annotation: this article is devoted to a research of features of social policy of the municipality. The main problems of realization of social policy of Kursk are considered, their characteristic is given. Ways of improvement of the separate directions of social work are offered.

Keywords: social policy, social protection, social payments.

Социальную политику можно рассматривать как воздействие органов власти на общество, а также их действия по удовлетворению социальных потребностей населения, что является одним из необходимых условий повышения качества жизни. Благополучное развитие страны в социальной сфере во многом зависит от ее состояния в регионах .

В настоящее время создана достаточно объемная правовая база, регулирующая вопросы социальной политики как в России, так и в городе Курске, в частности. Принят ряд важнейших законодательных актов в этом направлении. Однако необходимость коррекции процессов оказания социальной помощи населению актуальна как часть общих процессов изменения системы административного управления .

Охарактеризуем проблемы реализации социальной политики в обеспечении защиты населения курского региона:

1. Наличие проблем в законодательстве.

Изучение порядка социальных выплат отдельных регионов и муниципального образования г. Курск показывает, что, кроме субсидий в жилищной сфере, размер которых напрямую зависит от уровня доходов домохозяйства, остальные выплаты в системе социальной защиты продолжают носить в большей степени категориальный, нежели адресный характер. Так, например, размеры ежемесячных денежных выплат варьируются в зависимости от категорий ветеранов (инвалиды ВОВ, участники ВОВ, труженики тыла и т.д.); размеры детских пособий варьируются в зависимости от категорий семей (полная семья, семья с одним родителем, семья, имеющая ребенка-инвалида). Это происходит и с другими видами выплат. Сам размер выплат не решает материальных проблем, например, ветеранов ВОВ, семей с детьми с низкм уровнем дохода. Население понимает ограниченность существующих мер материального характера.

2. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов РФ. Положение детей-инвалидов существенно отличается в разных субъектах РФ как в учшую, так и в худшую сторону, хотя исходя из конституционных принципов равенства, положение этих лиц должно быть единым по всей стране. В отношении защиты прав и интересов детей-инвалидов необходимо единое комплексное федеральное регулирование.

3. Важной проблемой населения является жилищная проблема. Например, ветераны ВОВ относятся к группе людей старческого возраста старше 70 лет, а, следовательно, нуждаются в дополнительном уходе. Поэтому нередко с ветеранами живут внуки, дети с семьями, т.е. жилищные условия как самих ветеранов, так и членов их семей заметно ухудшаются. Ообращения в органы МСУ чаще не рашают самих проблем, права ветеранов часто ущемляются.

4. В настоящее время остро ощущается необходимость формирования позитивного образа, например, многодетных семей, пожилых людей. Так, пожилые люди - это категория лиц, имеющих огромный жизненный опыт,запас социальных и профессиональных знаний. Оставив трудовую деятельность, они продолжают участвовать в социальном воспроизводстве новых поколений, составляя звено в механизме преемственности общественных отношений, культуры, морали. В настоящее время отрицательное отношение к пенсионерам проявляется среди молодежи. Молодежь считает более старших как изживших себя, отстающих от реалий жизни, а порой и мешающие продвижению вперед. И такую позицию распространяют абсолютно на все, что связано со старшими поколениями - опыт, традиции, историю .

Многодетные семьи также сталкиваются с непреодолимыми сложностями социальной адаптации. Вокруг многодетных матерей и их детей возникла зона социального неодобрения и даже отторжения. Многодетность не одобряется местными чиновниками, т.к. многодетные семьи относятся к малообеспеченной

категории групп: матери требуют положенные льготы, а ресурсы социальной сферы всегда ограничены. Многодетность не приветствуют и школьные учителя, т.к. дети из таких семей требуют повышенного внимания. Настороженное отношение к многодетным семьям и у правоохранительных органов, так как дети из этих чаще других совершают противоправные действия .

5. К серьезной проблеме можно отнести вопрос доступности траноспорта. Дороги, перекрестки постепенно ремонтируются, расширяются и вводятся с учетом доступности. Но в то же время, на территории городского округа отсутствует транспорт общего пользования, оборудованный инструментами для инвалидов (подъемники в транспорт для инвалидов на колясках, низкие входные площадки, поручни и т.п.) В муниципальном образовании подобный транспорт не закупается. При этом число автобусов, оборудованных в полном объеме, должно составлять не менее 5 % от общего числа общественного автотранспорта .

6. При обращении в органы социальной защиты граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (например, при потере квартиры), сотрудники организаций сталкиваются с тем, что при оказании материальной помощи в натуральном виде большинство граждан этой категории не имеют документов, удостоверяющих личность (паспорт), вследствие чего им не может быть оказана материальная помощь в натуральном виде.

Несмотря на активизацию усилий государства на всех уровнях управления по реализации социальной политики, сложившаяся к настоящему времени система социальной защиты населения не может считаться оптимальной и требует развития .

Основными путями совершенствования отдельных направлений социальной работы могут быть следующие:

1. В целях улучшения жилищных условий пенсионеров, инвалидов, повышения качества жизни можно использовать опыт различных регионов и стран.

2. В целях совершенствования и развития социального обслуживания людей, попавших в трудные жизненные ситуации (при потере квартиры), и

изучив опыт Свердловской области, можно провести так называемую «паспортизацию» лиц без определенного места жительства и занятий. Суть этого мероприятия заключается в составлении и выдачи данным лицам на руки справки о постановке на учет в учреждении социальной защиты населения.

3. Обеспечение доступа инвалидов и пожилых людей в учреждения считается одним из существенных показателей демократичности общества.

С целью решения проблем посещения Департамента и других учреждений социальной защиты инвалидами и людьми старческого возраста, и необходимости оказания различного рода услуг, можно организовать мобидьные бригады сотрудников Департамета социальной защиты населения городского округа и специалистов комплексных центров обслуживания населения, социальных работников, врачей, медсестер. Цель создания мобильной бригады - реализация прав граждан на социальную помощь, поддержку, на получение необходимой информации; обеспечение доступности социального обслуживания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нуждающимся в социальной помощи.

4. Для обеспечения информацией о льготах и пособиях малообеспеченных категорий населения города Курска при поддержке Администрации можно предложить реализовать издание брошюры для данных категорий, например, сборник для инвалидов, в котором будет содержаться информация по выплатам и льготам, предоставляемым им. Сборник необходимо раздавать бемплптно в самом управлении и при посещении мобильными бригадами пенсионеров и инвалидов.

5. В целях совершенствования социальной работы с ветеранами ВОВ, инвалидами, пожилыми людьми и снятия психологической нагрузки на работниковтсоциальных учреждений, необходимо постоянно организовывать курсы повышения квалификации государственных гражданских служащих, социальных работников .

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что несмотря на то, что законодательная база в социальной сфере достаточно хорошо развита, все-таки еще осталось множество проблем и нерешенных вопросов. Реализация предлагаемых мероприятий и использование опыта коллег из других регионов позволят решить ряд проблем граждан, нуждающихся в социальной помощи.

Список литературы:

1. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. - 2015. - №9. -С. 511-514.

2. Гавриков Ф.А. Управление городом Курском // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2016. - № 4 (11). - С. 29-31.

3. Подосинников Е.Ю., Слатинов В.Б. Государственная политика по формированию независимой системы оценки качества социальных услуг: проблемы и перспективы реализации в регионе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2016. - № 3 (20). - С. 121-128.

4. Куриленко Е.Н. Игровые практики в социальной реальности молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 156-161.

5. Пясецкая Е. Н. Местное сообщество и муниципальное управление: трансформация взаимодействия // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь) [Электронный ресурс]:Ы1р://е-копсер1га/2015/15311.Ыш(дата обращения: 10.05.2017).

6. Слатинов В.Б. Стратегия реформирования государственного управления в современной России: сфера влияния против способностей государства // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 1. - С. 97-103.

7. Ежегодный отчёт главы Администрации города Курска о результатах своей деятельности, деятельности Администрации города Курска за 2016 год [Электронный ресурс]: http://kurskadmin.ru/(дата обращения: 10.05.2017).

Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008. С. 94.

Социальная сфера и социальная политика может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.

Социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.

Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущения социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008. С. 99.

Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

социальный политика муниципальный анапа

Введение

1.1 Сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления

2.2 Анализ направлений деятельности управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа

2.3 Разработка предложений по совершенствованию функционирования учреждений социальной защиты в сфере управления социальной политикой в муниципальном образовании город - курорт Анапа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Экономические реформы в России предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Открыты возможности для предпринимательства, позволяющие гражданам получать дополнительные доходы. Вместе с тем социальное развитие в переходный период сопровождается обострением традиционных и появлением новых проблем. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к значительному падению реальных доходов населения, резкому имущественному расслоению общества.

Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его.

Социальная политика является мощным рычагом, с помощью которого государство может оказывать существенное влияние на социальные процессы, изменяя в необходимых случаях их направленность, интенсивность, качественные и количественные характеристики.

Государство как основной институт власти не смогло создать условий для повышения ответственности самих граждан за собственное материальное благополучие, и в данной ситуации не смогло придумать ничего лучше, чем резко - и не всегда обоснованно - сократить количество граждан, имеющих право на социальную защиту государства, заменив прежние натуральные льготы номинальными денежными выплатами, ни в коей мере не способными право на эти льготы заменить.

Государство, в 90-е гг. находившееся в кризисе и параллельно необоснованно устанавливая меры социальной поддержки, вследствие этого взвалившее на себя огромное бремя социальных и экономических функций, было не в состоянии справиться с вытекающими из этого задачами, одновременно блокируя развитие структур гражданского общества. Как отметил В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию: «С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали надежд. Другими словами, в последние годы мы целенаправленно работали над тем, чтобы сгладить те диспропорции в государственном строительстве и в социальной сфере, которые возникли». Без развитых институтов гражданского общества социальная защита населения не может быть эффективной. Создание и дальнейшее развитие институтов гражданского общества подразумевает отказ от жесткой централизации государственного управления, в вопросах совершенствования социальной защиты населения на первый план выходят региональные и муниципальные системы социальной защиты населения.

Сфера льготного регулирования является в Российской Федерации своеобразным «минным полем», где необходимо действовать крайне осторожно и продуманно. В стране, где бедные составляют одну пятую часть населения (порядка 30 млн. человек), занимающей по уровню жизни 60-е место в мире, любые просчеты законодателя могут привести к социальному взрыву. В России льготы - не просто юридическое средство, а одно из самых сложных, мощных по характеру и степени воздействия социальных регуляторов, которые во все времена активно использовались для проведения определенных преобразований в обществе.

Как отметил президент в своем Послании к Федеральному собранию:

«Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле. Убежден, что ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не можем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества».

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в последние десятилетия в России, как и во всем мире, происходят динамичные изменения в социальной структуре общества и растет социальная напряженность. От внимания к проблемам населения и реализации социальной политики существенно зависит благополучие общества.

Трансформация общества в экономической, культурной, социальной сфере породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. В настоящее время формируются разнообразные методы региональной политики, развиваются социальные программы на уровне местного самоуправления, активизируется социальное партнерство.

Цель выпускной квалификационной работы - исследование социальной политики на муниципальном уровне и разработка мероприятий по ее совершенствованию.

В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

Изучить сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления;

Рассмотреть формы реализации социальной политики в муниципальном образовании;

Исследовать правовые основы реализации муниципальной социальной политики;

Провести анализ реализации муниципальной социальной политики на примере управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа за ряд лет;

На основании исследования сформулировать предложения по совершенствованию функционирования учреждений социальной защиты в сфере управления социальной политикой в муниципальном образовании город - курорт Анапа.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа.

Предметом выпускной квалификационной работы является процесс реализации социальной политики в муниципальном образовании город - курорт Анапа учреждениями социальной защиты.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы для формирования социальной политики на муниципальном уровне, созданию ее нормативно-правовой

базы. Методологической базой в выпускной квалификационной работе являлись научные методы сбора информации: статистический, исторический. Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.

В первой главе раскрываются теоретические аспекты формирования социальной политики муниципалитета, сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления, формы реализации социальной политики в муниципальном образовании, правовые основы реализации муниципальной социальной политики.

Во второй главе раскрываются практика реализации муниципальной социальной политики на примере управления социальной защиты населения Министерва труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа. Определена характеристика управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа, проведен анализ направлений его деятельности. Указаны предложения по совершенствованию функционирования учреждений социальной защиты в сфере управления социальной политикой в муниципальном образовании город - курорт Анапа.

Выпускная квалификационная работа дополнена цифровым материалом за ряд лет, который сведен в таблицы и проанализирован, графиками и диаграммами.

Для написания работы были использованы нормативно - законодательные документы, периодические издания, учебные пособия по исследуемой теме и официальные Интернет - ресурсы.

1. Теоретические аспекты формирования социальной политики муниципалитета

Сущность муниципальной социальной политики, ее цели и направления В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации наша страна определятся как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. «Социальное государство - характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязательства государства» .

Социальная политика представляет из себя часть совокупной политики государства, которая касается взаимоотношений между социальными группами, между обществом в целом и членами этого общества, связанных с переменами в социальной структуре, подъемом благополучия и благосостояния людей, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей .

Расширенный анализ литературы указывает на наличие огромного количества трактовок термина «социальная политика».

В «Российской социологической энциклопедии» утверждается, что «социальная политика - одна из главных сфер политической деятельности государства, политических партий, публичных организаций, являющихся субъектами политики, задача которой - становление образующих то или иное общество классов, социальных групп, социальных слоев, государственных либо других народных общностей, языковых групп, а также развитие человека» .

Обширно распространенный как за границей, так и в последнее время и в нашей стране «Словарь социальной работы» Р. Баркера выдает развернутое определение: «Социальная политика - деятельность и принцип общества, формирующие метод, с помощью которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Данные основы и действия считаются, итогом обычаев и ценностей общества и в большой степени характеризует распределение ресурсов и уровень благополучия его людей» .

Здесь аналогично можно выделить позицию П.Д. Павленка, учитывая мнение которого «Социальная политика государства - это конкретная ориентация и система мер по оптимизации социального становления общества, взаимоотношений между социальными и прочими группами, создание тех или иных критериев для удовлетворения жизненных потребностей их представителей». Данное определение относится к количеству тех, которые трактуют рассматриваемое явление довольно обширно, вбирая в себя, возможно, и содержание иных видов политики .

Исходя из убеждений политико-правовой трактовки оценивает данное явление В.М. Капицын: «Социальная политика в широком смысле слова означает правящее действие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая содействует вовлечению в политические процессы разных субъектов. Задача такого действия - способствовать формированию общности интересов широких слоев народонаселения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства». Принципиальным тут является то, что автор акцентирует внимание на управленческое содержание социальной политики государства .

Взаимосвязь между социальной политикой и социальной защищенностью подчеркивается в работе В.В. Колкова, сформулировавшего следующее определение: «Социальная политика есть причинно обусловленная, ситуативная, динамичная по форме и ориентации деятельность по фактической организации общественной сохранности граждан, стремящихся воплотить собственные потребности и интересы в обществе» .

Исходя из убеждений И.М. Лаврененко: «Социальная политика - это деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать посылы для устойчивости и становления общественной системы и достойной жизни людей» .

С одной стороны, социальная политика - это искусство соединения человеческих интересов, интересов индивидов и государства, разного значения человеческих общностей, групп в области социальных отношений, а с другой - это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур, самой личности связанных с жизнеобеспечением и развитием человека .

Анализ представленных выше взглядов разных авторов на суть социальной политики указывает, что в любой из приведенных позиций отражена одна из сторон истины.

На базе вышеизложенного можно сформулировать определение: социальная политика - это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.

При рассмотрении содержания социальной политики можно ориентироваться на широкий подход: к социальному, относится все, что не классифицируется природным, что выработано в процессе человеческой общественной практики. Наиболее узкой считается точка зрения, которая разделяет сферу производства и непроизводственную, наделяя последнюю статусом социальной сферы .

Отличие подходов к определению содержания социальной политики отражается в многообразии характеристик социальной статистики: они предоставляют ту совокупность индикатора социального развития общества, которое считается целью социальной политики, представляя собой социальный механизм экономической системы.

В.В. Колков на базе анализа деятельности современных социальных государств заявляет, что структурообразующими составляющими социальной политики считаются социальное обеспечение, социальная поддержка, социальная защита, социальная работа .

Учитывая мнение И.А. Григорьевой, социальная политика ориентирована на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально значимых .

Осмысленная социальная политика ориентирована на создание, критериев обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы считаются высочайшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается главной обязанностью государства перед населением .

Главная задача социальной политики - повышение уровня благосостояния и благополучия населения, а также снижение бедности и социального неравенства. Эта задача социальной политики должна решаться в тесном единстве с экономической политикой государства .

Экономическая и социальная политики неразрывно связаны, и цели и задачи одной невозможно удачно достигнуть без осуществления целей и задач иной. Во-первых, прогрессивная экономика требует грамотной рабочей силы. Во-вторых, доходы населения сформировывают платежеспособный спрос, а последний - основной двигатель роста в рыночной экономике. Увеличение благосостояния, таким образом, - не только итог, но и абсолютно необходимая предпосылка экономического роста. Это положение, ставит социальные задачи в ранг приоритетных .

Можно выделить следующие главные направления социальной политики:

1. Политика доходов призвана активизировать трудовые усилия населения, направить их на восстановление приоритетных для прогресса народного хозяйства отраслей: науки, системы образования, здравоохранения, промышленности высоких технологий, которые на данный момент приобретают решающее значение. Ведь именно введение высоких технологий, основанных на новых знаниях, выдает беспрецедентное удешевление продукции и услуг.

Государственная политика доходов обязана создавать работникам стимулы к эффективному труду в главных для экономического роста отраслях экономики. Это может помочь прекратить отток наилучших кадров за границу и в частный сектор экономики, где их потенциал почти всегда используется не по предназначению. Необходима наиболее значимая и аргументированная межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация заработной платы, преодоление уравнительности, а нередко и произвола нанимателей в оплате труда наемных работников .

Система социальной защиты должна обеспечивать особый социально приемлемый уровень душевых доходов наиболее нуждающимся членам общества. Относительно активных мер по преодолению диспропорций в оплате труда, целесообразно начинать с улучшения системы оплаты труда бюджетников .

2. Важнейшее место в социальной политике должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть гарантированно его место базовой социальной ценности.

В данном направлении социальная политика включает мероприятия по содействию занятости населения. В современных условиях данная работа вероятна исключительно в рамках принципа социального партнерства, другими словами на базе совместной работы с предпринимателями (работодателями) и профсоюзами (объединениями наемных работников).

Кроме укрепления уже имеющихся и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения «приносящего доход занятия» считается помощь самозанятости, организации малых предприятий на семейной или соседской основе. Естественно, основное в такой деятельности - персональная инициатива возможных предпринимателей, но региональная администрация может поддержать ее методом обеспечения более подходящих стартовых условий, создание позитивного нормативно-правового и инвестиционного климата, защиты от криминалитета, предоставления региональных социальных заказов .

Признанной в мире социальной технологией поддержки безработному индивиду считается дополнительное обучение либо переобучение с целью приобретения новой квалификации или специализации, наиболее соответствующей требованиям времени. Службы занятости интенсивно реализуют такой вид социальной поддержки .

3 .На данном этапе социальная политика содержит в себе структурообразующие составляющие: социальное обеспечение, социальную поддержку, социальную защиту, социальную помощь, социальное обслуживание и, соответственно, социальную работу.

Безусловно, центральное место в современных условиях занимает конкретно политика социальной защиты населения.

Возникает правомерный вопрос: отчего в современном обществе появляется надобность социальной защиты населения, от чего и от кого оберегать? От результатов природных и техногенных катастроф; от причин биологического и социального риска, включающих в себя нетипичное демографическое поведение: многодетность, одиночество, бедность и т.п. Таким образом, социальная защита, как и социальная политика, распространяется на все группы населения, в том числе и на ее трудоспособную часть.

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, а также натуральной форме. Кроме того, путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и профилактический характер .

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие граждан, способной улавливать повышение социального недовольства и социальной напряженности, а так же, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста .

4 .а) Здоровье нации. Здоровье относится к числу главных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток либо отсутствие не имеют возможности быть полностью компенсированы практически никакими иными благами либо ценностями. Права индивидов в сфере охраны здоровья признаются международным законодательством. Политика в области охраны здоровья помимо прочего имеет возможность осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения .

Принципиальным фактором здоровья считается уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Этот аспект здоровья сначала затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством, обязаны обеспечивать минимальное количество средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности.

Не последнюю роль в сфере здравоохранения играет санитарное состояние местности и качество здравоохранения. Ослабление управляемости на всех уровнях, утрата контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к неизменному подъему инфекционной заболеваемости и отдельным вспышкам таких болезней.

б) Образование. Образование относится к числу обязательных атрибутов современного общества, его адекватный уровень характеризует степень возможности для индивида достигнуть успеха, полноценно принять участие в социальном развитии. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в становлении личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества .

В нашей стране накоплены богатые традиции развития образования различных уровней. В условиях прогрессивного социально-экономического упадка в Российской Федерации развитие образования, его адаптация к требованиям общественной действительности и в тот же момент сохранение традиций фундаментального образования, скопленных за десятилетия и столетия предшествующей истории, относятся к важным направлениям социальной политики. Сама образовательная структура представляет собой довольно непростой феномен, так как она включает в себя учреждения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их задачей является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и их профессиональная подготовка. Система образовательных учреждений охватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования .

5 .а) Жилье. Жилищная политика считается важной составляющей обеспечения социального развития, в серьезной степени связана не только лишь с экономикой, но также с идеологией социально-экономической тенденцией движения страны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и способов ее достижения. Плановая экономика не один раз провозглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жилищем. Но в ее рамках было неустранимое противоречие: гарантированное предоставление жилья было связано с продолжительностью его ожидания и умеренными качественными показателями. Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставлению жилья, но позволяет его приобретения на рыночных условиях, при этом, как правило, в такие сроки и такого качества, какие может себе позволить потребитель. Противоречие данной модели жилищной политики состоит в том, что основное количество населения имеет доходы, абсолютно не позволяющие удовлетворять жилищные потребности на рыночной базе. Следует заметить, что большая часть социальных стран проводят жилищную политику, обуславливающую предоставление своим малоимущим гражданам дешевого муниципального жилья .

б) Транспорт. Транспортная инфраструктура современного города как единая система состоит из частей внешнего и внутригородского транспорта, взаимодействующих друг с другом и обеспечивающих бесперебойное функционирование городских структур. Транспортная инфраструктура представляет из себя сложнейший организм, функционирующий в следствии постоянного улучшения управления со стороны муниципальных и государственных органов власти .

Организация маршрутных перевозок, невзирая на произошедшие изменения в социально-экономическом устройстве Российской Федерации, считается приоритетным направлением в реализации социальной политики городов. Маршрутной организации движения подлежат, сначала, все виды пассажирского, а также грузового и специального транспорта. Такой подход уменьшает совместные затраты на содержание городских транспортных сетей и оптимизирует транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть города. Транспортная система города должна обеспечивать бесперебойное, безопасное, своевременное перемещение людей и грузов .

6. Российская Федерация считается одним из государств, для которых характерны главные типы миграционных проблем. Миграционная обстановка в нашей стране характеризуется довольно огромным притоком мигрантов, среди которых определенную долю составляют беженцы и вынужденные переселенцы. Одновременно достаточно остро стоят вопросы доступа в страну нежелательных, а так же нелегальных мигрантов, и вместе с тем «утечки мозгов» из нашей страны и ряд проблем внутренней миграции .

Разрабатывается долговременная программа «Миграция», согласно которой беженцы расселяются по заранее отобранным регионам, где заблаговременно продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты, рассчитаны необходимые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и путем привлечения средств мирового сообщества, правительственных и неправительственных организаций.

Очевидная тесная взаимосвязь государственной миграционной политики и государственной политики регулирования занятости населения. Именно ситуация на рынке труда сформировывает или необходимость в притоке дополнительной рабочей силы, в том числе за счет миграции, или описывает надобность иммиграционного оттока из кризисных и депрессивных районов с высоким уровнем безработицы .

1.2 Формы реализации социальной политики в муниципальном образовании

Осуществление социальной политики муниципального образования в текущее время переживает значимые перемены, связанные с финансовыми преображениями. Раньше административная система управления не была подкреплена экономическими ресурсами, потому что они распределялись по целевому признаку. Согласовать работу всех структур, а также целенаправленно управлять муниципальным образованием было достаточно трудно. Длительное время излишняя отраслевая квалификация и централизация управления лишали органы местного самоуправления способности оказывать влияние на работу предприятий и непроизводственных структур, находящихся в муниципальном образовании, исключали их эффективное взаимодействие в интересах его становления. Управление практически производилось по отраслевому принципу, согласно с которым распределялись и денежные ресурсы. При формировании местного бюджета не учитывалась структура городских объектов, прежде всего обслуживающей и социальной сфер .

Все вышеизложенное совместно со слабой координацией предприятий и их изолированностью вызывало диспропорции в развитии муниципального образования, особенно остро стояли проблемы социального, демографического и экономического характера. Так, становление социальной инфраструктуры значительно отставало от развития производственной сферы .

В настоящее время значительную роль в решении задач социальной политики начинают играть органы местного самоуправления. Так как, именно они осуществляют управление в муниципальном образовании, проводят в нем социальную политику, создают условия, а так же возможность для самоорганизации граждан, решая социально-экономические задачи. Социальная политика на муниципальном уровне - главная составляющая социальной политики, осуществляемой различными субъектами в социальном государстве .

Местное самоуправление в системе государственных органов призвано гарантировать комплексное решение вопросов обслуживания населения, содействовать достижению тем самым в обществе политической и социальной стабильности .

Социальная политика органов местного самоуправления как основанная часть деятельности органов социального государства содержит в себе:

1. Назначение и выплату пенсий, пособий.

2. Содействие и помощь обеспечению занятости трудоспособного населения.

3. Предотвращение понижения реальных доходов с помощью создания систем социальной адресной помощи.

4. Поддержку малоимущих групп населения по приобретению и содержанию жилья.

5. Создание условий для реабилитации инвалидов и развития социальной инфраструктуры.

6. Контроль за работой органов медико-социальной экспертизы.

7. Установление опеки и попечительства.

8. Организацию общественных работ.

9. Предоставление в пределах своих полномочий льгот и преимуществ, связанных с охраной материнства и детства; помощь созданию необходимых жизненных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей.

10 Проведение мероприятий по летнему оздоровлению детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей.

11 Развитие муниципальной системы здравоохранения; осуществление мероприятий, направленных на сохранение и совершенствование уровня здоровья населения.

12 Создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, защиты их прав.

13 Охрану материнства, отцовства, детства.

14 Общедоступность дошкольного, общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях .

Понятие «социальные основы местного самоуправления» в основополагающих законах отсутствует. Тогда как практика решения социально значимых проблем на местном уровне в нашей стране вызвала к жизни потребность в разработке данной категории. Исследование имеющихся в литературе наработок, а также результаты анализа позволяют сформулировать ряд принципиальных методологических положений:

1. Ведущую роль в обустройстве человеческой жизни на местном уровне играют органы самоуправления. Они должны знать нужды человека и своевременно оказывать поддержу и помощь, потому как, где удовлетворяются первоочередные потребности человека, формируется личность.

2. Привлечение граждан к решению местных проблем формирует у них мотивацию, направленную на разумное использование имеющихся ресурсов - природных, интеллектуальных, кадровых и др., относящихся к числу нетрадиционных.

3. Органам местного самоуправления должна принадлежать инициирующая и стимулирующая роль в организации социальной активности жителей.

4. Местное самоуправление должно более точно оценить степень приоритетности тех или иных социальных задач на данной территории, следовательно, и как следует достигнуть наиболее высокой эффективности в расходовании крайне ограниченных средств на решение социальных задач.

5. Разрешение социальных проблем на муниципальном уровне обуславливает значительную экономию времени на достижение поставленных социальных целей и задач по сравнению с мероприятиями более значимых уровней управления.

6. Органы местного самоуправления имеют все шансы быть наиболее жестко проконтролированы населением, чем регулирующие органы более высоких уровней (регионального или федерального) .

Исходя из того, что целью, мерой и предметом социальной политики как таковой считается человек, его развитие и защита, то исследованию и регулированию должен подвергаться, в первую очередь, местный уровень. Действительно, ведь именно по месту проживания люди получают работу, заработную плату, пенсии, социальные выплаты и пособия. Здесь они рожают и воспитывают детей, получают образование, медицинскую помощь. Конкретно на местах получают реальное олицетворение всех трех уровней социальной политики - федерального, регионального и собственно местного .

Таким образом, с позиции целевого назначения местный уровень - наиболее значимый, вместе с тем федеральная и региональная социальные политики выполняют функцию его обеспечения. Государство в лице федеральных и региональных органов власти выступает как главный институт описывающий, планирующий, координирующий и характеризующий усилия всех органов управления и систем регулирования социальных процессов. Поэтому неслучаен тот факт, что в последние годы уделяется самое пристальное внимание категории «местная социальная политика», а обозначенное понятие начинает постепенно входить в нормативные документы, в том числе и на муниципальном уровне .

Социальные функции органов местного самоуправления довольно трудоемки и многогранны, и в этом содержится источник огромного количества проблем, противоречий и трудностей, в том числе при проведении сильной социальной политики - федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. По мере того как возрастают масштабы и трудности социальных функций требуется их соответствующее укрепление за уровнями управления обществом двух видов социального регулирования - федеральным центром, республиками в составе России, областями и краями, автономными образованиями, а также более чем 11 тысячами структур местного самоуправления .

Долголетняя российская и зарубежная политика дала возможность сформулировать принцип субсидиарности или выделенной компетентности. Его суть состоит в том, что часть функции по регулированию процессов жизнедеятельности в стране реализуется законодательными и исполнительными органами федерального центра, другая часть - субъектами Российской Федерации, а часть вопросов переданы для разрешения местным органам представительной и исполнительной власти. Принято, в частности, что вопросы пенсионного обеспечения, высшего образования и другие находят решение органами государственной власти. Трудности дошкольного воспитания, досуговой деятельности, укрепление санитарного состояния, пожарной безопасности и охраны общественного порядка лучше всего решать на местном уровне. Согласно с этим принципом разрешаются помимо прочего, вопросы материального и финансового обеспечения социальных мероприятий .

Главные функции, исходящие от органов местного самоуправления и направленные на жизнедеятельность, в конце концов, реализуются в местах проживания людей. Однако, согласно принципу субсидиарности, местная власть в решении одних проблем участвует посредством создания условий, в других - соучастием, в третьих - осуществляя контроль, в четвертых - все организацию дела принимает на себя .

1.3 Правовые основы реализации муниципальной социальной политики

Законодательство Российской Федерации в области социальной политики выделяет главные направления обеспечения прав граждан Российской Федерации, закрепленных в Конституции. В связи с этим действующее российское законодательство в сфере социальной политики, можно условно классифицировать, взяв права граждан, признанные статьей 3 Конституции Российской Федерации, в сфере:

Трудовых отношений и прав граждан на отдых ("Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и др.);

Социального обеспечения (Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и др.);

Жилищной политики ("Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и др.);

Здравоохранения (Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-I «О донорстве крови и ее компонентов», "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) и др.);

Экологии (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.);

Образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" и др.);

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и др.).

Статья 114 Конституции Российской Федерации устанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по проведению в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Основным направлением политики в социальной сфере считается забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и его всестороннего развития.

В целях реализации основных положений Конституции Российской Федерации, гарантирующих социальные права граждан Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации разработано и принято более 30 федеральных законов, некоторая часть из которых уже упомянута выше. Ответственные федеральные органы исполнительной власти путем исполнения подзаконных актов Президента Российской Федерации (Указы и Распоряжения) и Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения), направленных на реализацию действующего российского законодательства в социальной сфере, а также собственных актов федеральных органов исполнительной власти в данной сфере осуществляют реализацию правовых основ социальной политики на федеральном уровне.

Региональный уровень характеризует направления и механизмы реализации социальной политики в определенном субъекте Российской Федерации методом разработки и принятия актов законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной политики определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации».

Местный уровень определяют муниципальные акты. Основные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области социальной политики определены Конституцией Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

2. Практика реализации муниципальной социальной политики на примере УЗСН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа

2.1 Характеристика управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г-к Анапа

Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Она строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере .

Социальная сфера в г-к Анапа представлена сложившейся системой здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты и занятости населения.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

Управление социальной защиты населения в г-к Анапа является учреждением, которое реализует отдельные направления социальной политики и осуществляет следующие полномочия на территории муниципального образования в области:

Реализации государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения на территории данного муниципального образования;

Организации социальной поддержки и социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов и других категорий граждан и предоставления им мер социальной поддержки;

Оказания государственной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке согласно с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края;

Контроля за соблюдением порядка предоставления социальных услуг в организациях социального обслуживания Краснодарского края, подведомственных министерству, находящихся на территории данного муниципального образования;

Реализации полномочий по установлению, осуществлению и опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, не полностью дееспособными, а также патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, а также защиты интересов безвестно отсутствующих граждан;

Назначения и выплаты субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

Возмещения расходов организациям края, предоставляющим жителям Краснодарского края меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, проезду;

Организационно-методического, правового обеспечения (в том числе по вопросам кадровой работы) и координации деятельности организаций социального обслуживания;

Содействия в возвращении к месту постоянного проживания в пределах Российской Федерации, стран СНГ и Балтии несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Планирования расходов на содержание управления и мероприятий в сфере социальной политики;

Осуществления в пределах своих полномочий межведомственной координации выполнения мероприятий государственных программ Краснодарского края, направленных на социальную поддержку, а так же на оказание реабилитационной помощи инвалидам и создание доступной среды;

Координации мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказания необходимой помощи инвалиду;

Учета инвалидов, нуждающихся в получении образования, и направления их в учреждения профессионального образования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и государственное каз?нное образовательное учреждение начального профессионального образования министерства труда и социального развития Краснодарского края «Армавирское профессиональное училище-интернат для инвалидов»;

Содействия в направлении граждан пожилого возраста, инвалидов, женщин, детей, ветеранов и других категорий граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании на территории Краснодарского края, в организации социального обслуживания Краснодарского края, оказывающие социальные услуги в полустационарной и стационарной формах;

Реализации мер социальной поддержки по обеспечению жиль?м ветеранов и инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, а так же реабилитированных лиц;

Уч?та, формирования очер?дности и выдачи пут?вки гражданам, нуждающихся в получении социальных услуг в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Краснодарского края

«Сочинский социально-оздоровительный центр граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»;

Осуществления в пределах своих полномочий мероприятий по организации оздоровления и отдыха детей.

Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в г.-к. Анапа имеет следующую структуру:

Руководитель управления;

Заместители руководителя управления;

Отдел бухгалтерского учета, отчетности и социальных выплат;

Отдел назначения социальных пособий, субсидий и компенсаций;

Отдел по вопросам мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий и групп населения (рисунок 1) .

Рис. 1 Структура Управления социальной защиты населения Анапского района

Для определения эффективности работы учреждения социальной защиты был проведен анализ социальных показателей развития Анапского района, представленных на официальном сайте Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, за период с 1 полугодия 2013 года по 1 полугодие 2015 года который выявил, что наблюдается динамика к росту рассматриваемых показателей. Численность постоянного населения на 2013 год составила: 164 573 человек, в том числе несовершеннолетних: 36 785, пенсионеров: 44 895, инвалидов из них: 11 452, детей - инвалидов: 389. В 2014 году численность постоянного населения возросла до 164 778 человек, 37 276 - несовершеннолетних, 44 865 - пенсионеров, инвалидов - 12 190, детей - инвалидов - 399. В 2015 году, численность постоянного населения составила: 177 611, в том числе несовершеннолетних: 38 908, пенсионеров: 48 101, инвалидов: 12 204, детей - инвалидов: 575 (таблица 1) .

Социальные показатели района

Таблица 1

Показатель

полугодие

полугодие

полугодие

итоги года

полугодие

полугодие

полугодие

итоги года

Численность постоянного населения, человек,

в том числе:

несовершеннол етних детей

пенсионеров

инвалидов, из них

детей- инвалидов

В управлении социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в г.-к. Анапа ведется работа с обращениями граждан, которая исполняется согласно с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N° 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а так же Законом Краснодарского края от 28 июня 2007 года N° 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Краснодарском крае».

Обращения граждан поступают в управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в г.-к. Анапа через почтовые отделения связи, по телеграфу, на личном приеме, по каналам электронной или факсимильной связи, по единому социальному телефону, а так же через виртуальную приемную министерства. Личный прием граждан осуществляется в отделе назначения социальных пособий, субсидий и компенсаций управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в г.-к. Анапа.

Также к непосредственным полномочиям Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в г.-к. Анапа относятся:

Реализация политики обеспечения доступной среды для инвалидов;

Предоставление пособий, компенсаций, субсидий, а также иных мер социальной поддержки;

Установление льготного статуса;

Организация социальной поддержки пожилых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, малообеспеченных групп населения и других категорий населения;

Организация социального обслуживания населения;

Организация реабилитации инвалидов;

Вопросы опеки, попечительства и патронажа над совершеннолетними;

Осуществление мер по предупреждению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому;

Защита семьи, материнства, отцовства, детства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

Оздоровление и отдых детей;

Усыновление (удочерение), опека и попечительство над несовершеннолетними, устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Организация деятельности учреждений для несовершеннолетних;

Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

Реализация государственной политики в области занятости населения и защиты от безработицы, трудовых отношений, охраны труда и социального партнерства, организационно-техническое обеспечение деятельности краевой межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Краснодарском крае;

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края.

Подобные документы

    Право на получение семейного капитала. Виды пособий матерям-одиночкам, их размеры. Обобщение опыта работы управления по делам семьи, детей муниципального образования город-курорт Анапа. Основные направления социальной защиты материнства, детства в России.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Понятие, сущность и содержание муниципальной социальной политики. Принципы и основные направления реализации муниципальной социальной политики: отечественный и зарубежный опыт. Анализ эффективности и пути совершенствования муниципальной политики.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2018

    Государственная муниципальная политика в области жилищно-коммунального хозяйства. Развитие организаций социальной сферы на примере департамента ЖКХ администрации г. Пермь. Мероприятия по совершенствованию системы государственного управления в сфере ЖКХ.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2016

    Сущность, функции и уровни социальной политики. Принципы и направления социальной политики. Типы и модели социальной политики государства. Результативность социальной экономики и ее основные показатели. Совершенствование социальной политики в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Муниципальная социальная политика. Взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере. Муниципальное управление в сфере социальной поддержки населения в МО Щербиновский район Краснодарского края.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2008

    Социальная политика государства по оказанию помощи семьям с детьми. Механизм системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании на примере администрации Вахитовского и Приволжского районо. Модели государственной поддержки.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2015

    Понятие, система и нормативно-правовое обоснование организации системы социальной защиты инвалидов. Рекомендации по повышению эффективности системы социальной защиты инвалидов в муниципальном образовании. Условия и доступность получения социальных услуг.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Характеристика социальной политики Республики Башкортостан в системе социальной политики государства. Функции территориального органа Министерства труда и социальной защиты населения - отдела Управления труда и социальной защиты населения в г. Межгорье.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2015

    Государственная политика по поддержке частного предпринимательства в социальной сфере, роль частного предпринимательства в ее развитии. Деятельность администрации городского округа и разработка проектов по развитию системы частных дошкольных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2012

    Система социальной политики. Сущность социальной политики государства. Направления социальной политики государства. Социальная политика Казахстана. Конституция РК-гарант социальной защищенности граждан. Социальное страхование. Социальная защита граждан.

Муниципальная социальная политика: сущность понятия

Муниципальная социальная политика государства базируется на конституционном определении страны как социального государства, чьи действия направлены на создание достойной жизни для полноценного и свободного развитиячеловека в обществе.

Среди основных задач социального государства можно выделить следующие: охрана труда и здоровья граждан; установление минимальной заработной платы и обеспечение прожиточного минимума; финансовая и моральная поддержка государством инвалидов; поддержка материнского капитала, детства, отцовства и пожилых людей; развитие системы социальных служб; регулярное обеспечение государственных пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста; предоставление социальной защищенности каждого гражданина и другие гарантии защиты.

Конституция социального государства гарантирует предоставление необходимой поддержке человеку в случае серьезных заболеваний, инвалидности, утрате кормильца, либо любых других обстоятельств, ограничивающих человека в полной жизнедеятельности.

Определение 1

Понятие муниципальная социальная политика подразумевает комплекс различных целей и задач, которые направлены на поддержку и развитие социальных услуг населения.

Сфера развития данных услуг основополагается на муниципальном образовании. Для обеспечения максимальной эффективности муниципальной политики государство активно взаимодействует с органами власти, включая, в первую очередь, власти субъектов. Таким образом происходит обеспечение необходимых полномочий (как собственных, так и государственных) для государственного и местного управления.

Замечание 1

В государстве социальная политика это средства, цели и принципы, которые обеспечивают необходимое положение для всех слоев общества, существующих в данном государстве.

Положение может классифицироваться по интересам, вероисповеданиям, занятости и культурным предпочтением разных социальных групп. Интересы как общей соц группы, так и отдельного индивидуума учитываются и осуществляются посредством проводимой социальной политики таким образом, чтобы стереть, либо минимизировать существующие противоречия между субъектами в обществе. Необходимо разделять интересы субъективные и общественные, устранять возможные несоответствия и способствовать их активному взаимодействию. Для этого применяются различные механизмы реализации муниципальной политики.

Механизмы реализации социальной политики

Приоритетность цели плана социальной политики определяется ее актуальностью. Общественные проблемы и вопросы, которые требуют немедленного решения и вмешательства являются внеочередными и важнейшими целями. Реализация текущего плана проводится государственной и муниципальной социальной политикой посредством действий, направленных на урегулирования общих интересов. Для этого создаются программы, проводятся мероприятия государственными, местными, религиозными и общественными организациями.

На сегодняшний день главным и необходимым механизмом проводимой социальной политики считается минимальный государственный стандарт. Минимальный социальный стандарт подразумевает удовлетворительный уровень минимальных потребностей населения. Основу социальных потребностей человека составляют:

  • минимальная заработная плата;
  • минимальные социальные выплаты (включая пенсии и выплаты по инвалидности);
  • бесплатное среднее образование;
  • предоставление полного перечня лечебных и профилактических услуг;
  • социальная защищенность гражданина.

Минимум стандарт подразумевает определенный показатель, который не может опуститься ниже. Таким образом уровень социальных благ и уровень жизни своевременно повышаются. Минимальные стандарты необходимы для того чтобы государство могло гарантировать каждому человеку комплекс определенных услуг, которые предоставляются либо бесплатно, либо доступно для людей любой социальной прослойки.

Минимальные стандарты характеризуются социальными нормами.

Определение 2

Соц. нормы - это установки, которые характеризуются по возрасту, социальному статусу, территориальному признаку, признаку заболевания и т.д

Среди наиболее распространенных социальных норм можно выделить:

  • обеспечение населения социально-культурной сферой;
  • обеспечение необходимыми условиями школьные классы и группы в детских государственных учреждениях;
  • обеспечение населения социальными услугами;
  • оказание финансовой и кадровой помощи соц. учреждения.

Необходимость выполнения минимальных норм и стандартов в сфере обеспечения населения обусловлена гарантией государством социальной обеспеченности и свободы человека. Однако для полной реализации социального плана необходимы крупные финансовые вложения, взимаемые из бюджета.

Взаимодействие государственных органов в социальной сфере

Для качественного оказания социальных обещанных государством услуг необходима четкая структура взаимодействия и контроля между социальными субъектами. Таким образом, в государстве существует система самоуправления. Система самоуправления базируется на конституционных правах человека, обязана учитывать интересы каждого представляемого гражданина страны, сочетая личностные интересы с государственными.

Демократическое свободное государство заинтересовано в благосостоянии ее жителей, как в общественном, так и в индивидуальном смыслах. Гармонизация отношений между человеком и государством есть сложный процесс который осуществляется местными органами самоуправления. В основе этого процесса лежит человек, чьи права и свободы свято чтятся и соблюдаются в демократически развитом цивилизованном государстве.

Систему местного самоуправления следует понимать как неоднозначный многогранный социальный предмет, который характеризуется механизмами взаимоотношений между разными социальными группами и человеком, обществом и индивидом. Согласование и сочетание самых разных представителей соц. меньшинств - основополагающая задача в работе местного органа.

Определение 3

Государственная система - совокупность систем, в которые входят, как социально экономические, так и территориально политические органы управления. Механизм регулирования всех внутренних процессов и представляет важнейшую стратегическую задачу государства - обеспечение потребностей общества и предоставление каждому гражданину комплекс услуг социальной сферы.

Для создания работающего органа местного самоуправления государство нуждается в профессиональном институте, который будет функционировать и осуществлять взаимодействие общества и государства.

Социальная политика не может проводиться без активного вмешательства государства, без вмешательства местных государственных органов и органов самоуправления для сохранения и приумножения человеческих общих благ и благ отдельного индивидуума. Поэтому основной задачей системы местного самоуправления является обеспечение социального комфорта всем членам общества. Создание достойного уровня жизни и гарантия защищенности населения кладут основу всего социального института государства. Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.

Целью данной работы является анализ сущности и направлений социальной политики муниципального образования.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
- рассмотреть социальную политику в современной России;
- определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
- определить основные направления муниципальной социальной политики;
- рассмотреть особенности муниципального управления в сфере образования.

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Муниципальная социальная политика………………………………....6
1.1 Социальная политика в современной России………………………...6
1.2 Роль муниципального образования в
реализации социальной политики………………………………………...7
1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики……9
Глава 2. Муниципальное управление отраслями социальной сферы………..13
2.1 Муниципальное управление в сфере
социальной поддержки отдельных групп населения…………………...13
2.2 Муниципальное управление регулированием
занятости населения и трудовых отношений…………………………...14
2.3 Муниципальное управление в сфере образования…………………15
2.4 Управление молодежной политики………………………………….16
2.5 Управление в сфере культуры……………………………………….17
2.6 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере..………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников и литературы…………………………...24

Работа содержит 1 файл

Содержание

Введение………………………………………………………… ………………...3

Глава 1 Муниципальная социальная политика………………………………....6

1.1 Социальная политика в современной России………………………...6

1.2 Роль муниципального образования в

реализации социальной политики………………………………………...7

1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики……9

Глава 2. Муниципальное управление отраслями социальной сферы………..13

2.1 Муниципальное управление в сфере

социальной поддержки отдельных групп населения…………………...13

2.2 Муниципальное управление регулированием

занятости населения и трудовых отношений…………………………...14

2.3 Муниципальное управление в сфере образования…………………15

2.4 Управление молодежной политики………………………………….16

2.5 Управление в сфере культуры……………………………………….17

2.6 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере..………………………………22

Заключение…………………………………………………… ………………….23

Список использованных источников и литературы…………………………...24

Введение

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.

Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Изучение социальных явлений и процессов проводится по всему миру. Только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.

Актуальность темы состоит в том, что недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления кризисов, улаживание конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований

Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социальной политики - деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления.

Основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237 в полной мере отразила в своих статьях положения Всеобщей декларации прав человека. Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ - построение социально ориентированной рыночной экономики. Социальная политика переходного периода характеризуется тем, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов полного обновления государства и общества. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответных действий властей.

Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:

Создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;

Усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных групп населения;

Осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;

Реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;

Формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирования всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.

Целью данной работы является анализ сущности и направлений социальной политики муниципального образования.

Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:

Рассмотреть социальную политику в современной России;

Определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;

Определить основные направления муниципальной социальной политики;

Рассмотреть особенности муниципального управления в сфере образования.

Глава 1. Муниципальная социальная политика

1.1 Социальная политика в современной России

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39).

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. 1

Конституция провозглашает право каждого:

На труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);

На жилище (ст. 40);

На медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);

На бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст.43);

На пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст.44).

Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система трудовых пенсий). Принцип «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.

Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики

Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере. 2

Социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.

Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущения социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

1.3 Механизмы реализации социальной политики

При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: