Бизнес портал - LubyankaHall

Концепция линейности времени напрямую связана с ограниченностью восприятия. Это всего лишь дело привычки, выработанной в результате многолетнего коллективного внушения общества, базирующегося на определенных и зачастую уже безнадежно устаревших догмах. И главной задачей таких догм является обеспечение стабильности. Для «спокойного» функционирования государству, обществу нужно, чтобы основная масса была «серой» и предсказуемой в рамках определенных стереотипов поведения. Такой толпой легко управлять, манипулировать. С этой целью в далеком прошлом была создана определенная Пирамида Власти, которую устраивает существующее статус-кво. Однако, любая стабильность, если она постоянна  порождает застой в мозгах, превращая нас в послушных биороботов.

Правда - это уже дело личного выбора  быть чьим-то рабом или нет. Поэтому для любой власти измененные состояния сознания (если они используются не в целях ее укрепления) являются дестабилизирующим фактором. Вполне естественно, что в целях недопущения этого проводится определенная пропаганда и даже целые кампании дискредитации в рамках какой-нибудь «борбы со лженаукой», «борьбы с ересью», «борьбы за чистоту рядов или борьбы за чистоту расы».

Однако и в науке, и в религии, и в идеологии все эти «борцы» по своей сути являются фанатиками. Они просто боятся изменений, которые в рамках эволюции сознания все-таки неизбежны. И дело тут только в сроках. Для «индиго», например, измененные состояния сознания не являются проблемой. Их сознание более гибкое и менее искаженное давно устаревшими данными, почерпнутыми из школьных и ВУЗовских учебников. Возможно, некоторые из них умеют считывать информацию с так называемых "Хроник Акаши" (информационных полей, существование которых доказано уравнениями Акимова-Шипова, а также теоретическими разработками Бома, Прибрама, Путхоффа, Лапьера, Детелы и ряда других ученых) и поэтому им неинтересно учиться в школах и институтах. Они  прекрасно знают, что некоторые гипотезы и теории, которые в рамках устаревшей научной парадигмы преподносятся нам как «истинные знания», на самом деле являются общепринятыми заблуждениями.

Одним из таких общепринятых заблуждений, например, является гипотеза линейного времени и невозможности изменения прошлого. Между тем другая гипотеза  «гипотеза ветвистости времени», выдвинутая кандидатом технических наук В.Чернобровом гласит, что изменение прошлого возможно. Но в этом случае мы возвращаемся уже в совершенно другую версию настоящего (на соседнюю «ветку» Древа Времени). А та версия, из которой мы стартовали, остается неизменной. Но в таком случае человек выпадает из своего мира, становится «невозвращенцем» и не выполняет задачу, ради которой он приходил в этот мир. Это своего рода дезертирство. Вот почему даже ученые, занимающиеся проблемой путешествий во времени, предостерегают от соблазна изменять прошлое.

Другое дело  возможность путешествия сознания с целью изучения других реальностей, но без фанатичного «залипания» на этих путешествиях. Какой смысл освобождаться от пут одной реальности, чтобы вместо этого стать пленником других.

Действительно, к таким «путешествиям» подавляющая часть человечества пока не готова. Вся современная цивилизация построена на разного рода иллюзиях и призрачных «миражах», которые приковывают к себе внимание людей и заставляют их тратить долгие годы в погоне за этими «миражами». Следуя этим примитивным «правилам игры», люди постоянно на чем-нибудь «залипают»  становятся пленниками предрассудков, денег, страха или чувства собственной важности или чувства жалости.

Возможность освобождения от безоговорочной власти этих иллюзий реализуется лишь при «расширении» уровня сознания. Тогда человек становится более осознанным, способным реально воспользоваться предоставленной ему свободой выбора. Это подобно пробуждению после сна, но пока процент действительно «проснувшихся» среди нас невелик. Но он неизбежно растет.

Поэтому когда-нибудь феномен «сотой обезьяны» обязательно сработает. Ведь количество «индиго» среди рождающихся детей по всей Земле возрастает не случайно. Они уже более адаптированы к постоянно изменяющемуся миру, которому на самом деле совершенно наплевать на чью-то слепую веру в устаревшие догмы и заблуждения. От того, что мы назовем лимон апельсином - он слаще не станет. Можно только загипнотизировать человека и внушить ему, что лимон - это апельсин. И тогда он будет послушно ощущать сладость во рту.

В подобном гипнотическом, полусонном «трансе» (с одним работающим полушарием мозга) существует большая часть людей, как в состоянии сна, так и в состоянии бодрствования. А в таком ограниченном состоянии сознания действительно невозможно активно влиять на свою судьбу. И тогда любые обсуждения многомерности времени становятся бессмысленными, поскольку чисто интеллектуальные построения всегда будут ограничены навязанной нам картиной описания реальности.

А.Эйнштейн, который, кстати, в школе был всего лишь «троечником», на вопрос о том, как совершаются фундаментальные открытия, ответил: «Все знают, что этого не может быть. И тут находится один «невежа», который этого не знает. Поэтому он и совершает свое открытие». Это объясняет, например, почему фундаментальные открытия зачастую делают не специалисты в данной области знания. Причина этого феномена состоит в том, что их сознание не ограничено господствующей научной парадигмой, которая рано или поздно сменяется следующей, а потому не может претендовать на истину в последней инстанции.

Сами ученые признают важную роль измененных состояний сознания - «прозрений» в совершении фундаментальных открытий. И лишь потом под знания, полученные в результате этих «прозрений» подводится стройная теоретическая база. Человек, ограничивающий горизонт возможного знания рамками определенной парадигмы, ничего фундаментального открыть не может. Он способен в лучшем случае лишь усовершенствовать существующие технологии и устройства. А в худшем  отсутствие реальных научных исследований и разработок маскировать активной деятельностью на административном поприще, либо в разного рода «комиссиях» по борьбе с инакомыслием. Но это уже тупиковый путь, как раз и приведший нашу науку и наше общество к фундаментальному кризису.

Значит  будущее все-таки за эволюцией сознания, а не технических «костылей». Именно этому нас пытаются научить «индиго». И мне кажется, в той или иной степени это им удастся. Ведь они прекрасно знают, например, что линейная модель времени не абсолютная истина, а абсолютная чушь.

Время – это одна из величайших тайн во Вселенной. Его неумолимый бег стремителен, но без времени не было бы жизни. Время во многом зависит от нашего восприятия. Ведь от того, каким мы его воспринимаем, зависит и то, каким мы воспринимаем окружающее нас мироздание. Современный человек воспринимает время линейно, как нечто неизменное и постоянное. Но древние воспринимали время циклично, оно наполнялось пульсацией и ритмами, отражавшими ход вещей во Вселенной. И такая точка зрения в корне меняет видение процессов, протекающих на нашей планете, в Солнечной системе и в нашей Галактике, наглядно показывая, насколько всё взаимосвязано и пронизано могучими потоками энергий. Цикличный взгляд на время открывает перед нами живую Вселенную во всём её непередаваемом великолепии. Завесу над этой картиной и приоткрывает Валентина Турчанинова в своей книге «Циклы, протекающие в пространстве и во времени». В книге собран и проанализирован большой объём исторической и научной информации о времени и его счислении. Выявляется целый ряд космических циклов. Подробно разбирается 9 циклов, от общеизвестных планетарных, до малоизученных, галактических. Вместе с автором, Вы откроете для себя захватывающий мир времени и ритмов, и узнаете, как они взаимопроникают. А также наглядно увидите взаимосвязи циклов и формирования земного климата в разных эпохах. Принципиально новым подходом автора является стремление выявить и проанализировать все существующие циклы на нашей планете, в Солнечной системе и в Галактике, найти их роль в формировании климата и условий эволюции на Земле. Этой своей книгой Турчанинова приглашает всех заинтересованных продолжить изучение данной темы, которая позволяет по новому взглянуть на окружающий нас мир.

6. Снова о них. Циклы времени и бытия

Нас до сих пор удивляет тот факт, что древние народы абсолютно все время воспринимали только как серию бесконечно повторяющихся циклов. Очевидно, к такому выводу они пришли, наблюдая окружающую природу. Вокруг они видели одни бесконечные повторения: день сменяется ночью, зима – летом, жизнь – смертью. Повторяется каждая фаза Луны, Солнце каждый раз возвращается в свою исходную точку над горизонтом Земли, звезды движутся по четким круговым путям, словно сами боги начертили их циркулем на небе…

Мы тоже рассматриваем время как повторяющийся цикл, но в гораздо меньшем масштабе. Мы наблюдаем, как повторяются сутки, дни в неделе, месяцы в году. Видим чередование климатических сезонов и последующих лет на небольшом отрезке времени – и на этом, пожалуй, наш циклический хронометраж заканчивается. В основном мы склонны воспринимать время в виде стационарной величины, на которой четко обозначены наше прошлое, настоящее и будущее.

Согласно представлениям древних народов, время циклично. Поэтому они изображали время в виде круга. В древних философских учениях круг и время являются неотделимыми друг от друга понятиями. Вселенная у древних народов описывается как бесконечные циклы времени и бытия.

Самым одержимым движениями небесных тел и исчислением времени считается центральноамериканский народ майя. Народ майя представляет собой одну из величайших цивилизаций, когда-либо расцветавших на Земле. Считается, что расцвет майянской культуры начался в начале нашей эры, а ее внезапное угасание наступило примерно к 830 году. После себя майя оставили множество культурных ценностей, которые ставят этот народ на высшую ступень древних цивилизаций рядом с вавилонянами, египтянами, китайцами, индусами и другими. В джунглях Юкатана и на плоскогорьях Гватемалы находится большое число древних городов, храмов, ступенчатых пирамид, святилищ, украшенных утонченной резьбой по камню и испещренных иероглифическими надписями. Одним из величайших научных открытий является календарная система майя.

В календарную систему майя входят несколько кругов времени, и один из них – Хааб, календарный год. Хааб измерял длительность солнечного года и состоял из 360 дней и еще пяти дней «без имени». Эти пять последних дней года по традиции считались несчастливыми днями. На протяжении пяти дней люди постились, молились и практиковали всевозможные виды воздержания.

Солнечный календарь Хааб подразделялся на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Последние пять дней накапливались и через четыре года превращались в месяц, который затем прибавлялся к году.

Жрецы майя, как уже упоминалось ранее, рассчитали продолжительность солнечного года с поразительной для того времени точностью и установили этот период равным 365,242129 суток. В настоящее время с помощью точнейших астрономических приборов длительность года установлена равной 365,242198 суток.

Помимо Хааба, у жрецов майя был 360-дневный календарь – Тун, который состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом. Вызывает удивление тот факт, что именно 360-дневный Тун, а не более точный Хааб, принимался за начальную точку отсчета больших исторических и космических циклов, которые были в ходу у жрецов майя.

Кроме этого, жрецы майя разработали 52-летний календарь, состоящий из тринадцати четырехлеток. Этот календарь назывался календарным кругом и, по представлениям майя, играл важную роль в жизни каждого человека. Считалось, что по окончании пятидесяти двух лет у человека наступал «день возрождения». Возможно, это было связано с тем, что по окончании 52 лет человек вступал в возраст полной зрелости. Поэтому календарный круг считался символом второго рождения человека.

Но самым высокопочитаемым календарем считался так называемый Священный Календарь – Цолкин (от «цоль» – «счет» и «кин» – «день»). В основном он использовался для счета священного времени, а также для прогнозов общественно-политических событий и предсказания судьбы человека.

Согласно представлениям майя, у времени есть два измерения: обычное время и священное. Священное время существует одновременно с обычным временем, и сформировано оно из тех же самых элементов – сезонных и небесных, которые составляют обычное время. Но если обычное время течет где-то вокруг нас, то священное время олицетворяет космический порядок. Священное время возникает одновременно с материальным миром и является основой мирового равновесия и гармонии.

Священный Календарь – Цолкин – жрецы майя практиковали для расчета масштабных космических циклов. На сегодняшний день широкую известность получил Великий Цикл, состоящий из пяти Эпох Создания. Каждая Эпоха длится 5200 тунов, полный период Великого Цикла составляет 26000 тунов. (Необходимо отметить, что для измерения времени жрецы майя разработали пять единиц – кин, винал, тун, катун и бактун.) По предсказаниям майя, сейчас завершается последняя, пятая Эпоха Создания Великого Цикла. По расчетам современных исследователей она завершится 22 декабря 2012 года. Когда закончится последний день Великого Цикла, колесо времени начнет новый отсчет. Конец Великого Цикла подразумевает лишь начало нового Великого Цикла, который будет датироваться как 0.0.0.0.0 (0 бактунов, 0 катунов, 0 тунов, 0 виналов, 0 кинов – именно в такой последовательности будет записан новый день Великого Цикла).

Таким образом, в отличие от современных воззрений на мир как на линейную модель с точным началом и таким же однозначным абсолютным концом, майя придерживались совершенно других взглядов, согласно которым хронологическая история мира рассматривается как последовательность бесконечно повторяющихся циклов.

Подобные представления о времени как о переменной периодической величине существовали на азиатском континенте в древнем Китае. Многочисленные народы Китая заселили низменную долину Желтой реки и ее притоки более четырех тысячелетий назад. Желтая река – Хуанхэ – это самая мутная река на свете. Она размывает горную (лессовую) породу и уносит в море свыше миллиарда тонн ила и песка, окрашивающих воду в желтый цвет. Хуанхэ имела и другое название – Горе Китая. В половодье, после проливных дождей, грозная река вырывалась из берегов и буйствовала, как разъяренный зверь. Во время таких наводнений Хуанхэ смывала селения и губила тысячи человеческих жизней.

Чтобы обуздать суровый нрав реки и успешно заниматься земледелием на плодородных лессовых полях, оставшихся после разлива, китайцам приходилось сооружать высокие земляные укрепления – дамбы – и многочисленные каналы для искусственного орошения полей. А чтобы не пропустить весенний разлив Хуанхэ и не запоздать с земледельческими работами, китайцам приходилось неусыпно наблюдать звездное небо. Звезды в представлении китайцев были самыми надежными помощниками в повседневной жизни человека. Они предсказывали смену климатических сезонов, предвещали разлив рек и заботились о счете дней.

Еще в глубокой древности китайские астрономы разработали лунный календарь, состоящий из двенадцати лунных месяцев, а позже – лунно-солнечный. Китайцам, как и вавилонянам, лунно-солнечный календарь помог разработать охотник за тенью – гномон. Только в Китае он назывался «тугуй» – теневой столб. Предположительно, тугуй был изобретен в VII веке до новой эры.

Китайский год делился на четыре климатических сезона, иначе цзеци – весну, лето, осень и зиму. В III веке до нашей эры китайские астрономы добавили к 4 цзеци еще 20 сезонов, всего получилось 24. Длительность каждого сезона пятнадцать – шестнадцать дней. Надо отметить, что китайские крестьяне до сих пор пользуются делением года на 24 сезона. В настоящее время, как и в стародавние времена, первый сезон начинается с весеннего равноденствия.

Сутки в древнем Китае состояли из двенадцати двойных часов, а месяц состоял из трех сюнь – десятидневок, позже его стали делить на четыре части.

Кроме этого, в Китае существовал более продолжительный цикл времени, состоящий из шестидесяти лет. Китайский шестидесятилетний цикл до сих пор в ходу у монголов, японцев и других азиатских народов.

Китайский лунно-солнечный календарь тесно связан с культурой народа и его миропониманием. В отличие от нашей современной культуры, основанной на рационализме и научном материализме, с вечно развивающимися технологиями, китайская культура основана на духопоклонничестве. Именно духи – они же предки – принесли на Землю высшую Мудрость, по которой живет и развивается человечество. Древнекитайские мыслители насчитывали пять первоэлементов или стихий, из чего создаются все вещества и существа: земля – вода – огонь – метал – дерево. Они тесно связаны друг с другом и зависят один от другого. Земля рождает воду, вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, а дерево растет из земли – так замыкается и вновь возникает вечный круговорот без начала и конца. В центре круговорота лежат два противоположных начала – инь и ян. Инь символизирует негативное, пассивное, темное, женское начало, а ян – позитивное, активное, светлое, мужское начало. Однако инь и ян не столько противоположны друг другу, а сколько взаимодополняемы, достраивая мир до целостной картины.

В древней Персии, занимавшей территорию современного Ирана, время определяли по солнечному авестийскому календарю. Авестийский календарь базировался на двух противоположных ритмах и был цикличен. Его цикл был связан с планетой Сатурн и имел две фазы по 32 года – пассивную и активную. Календарь состоял из 360 дней и делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом.

Авестийское учение возникло, как известно, в доисторическую эпоху. Носителями авестийского учения являются жители Севера Земли, называвшие себя ариями (арийцами). Арии – мифический народ, причисленный к первым богам. Согласно авестийскому преданию, арии пришли на Землю со звезд Большой Медведицы и принесли с собой морально-этический закон космоса, по которому живет и развивается человечество.

Пророк авестийского учения Заратуштра (Зороастр – Сын звезды – так назвали его греки) жил примерно 1500–2000 лет до новой эры. Зороастризм – это одна из древнейших мировых религий, оказавшая громадное влияние на другие мировые религии. Но наибольшее признание эта религия нашла в Центральной Азии и Индии.

Культура древней Индии характеризуется многообразием, яркостью и самобытностью. Древнеиндийские народы достигли высоких результатов в разных областях искусств, науке и литературе. Чрезвычайно развитым было учение об окружающем мире. Оно изложено в многочисленных рукописных трудах, сохранившихся до наших дней. Наиболее популярные из них – «Веды», «Махабхарата», «Рамаяна», «Пураны» и другие.

Самым древним литературным памятником Индии считаются «Веды» – «Знание» (II тыс. до н. э.), где в поэтической форме повествуется о жизни, быте и верованиях древних племен. В гимнах «Ригведы» (древнейшей части «Вед») обобщены все представления древних племен о Вселенной и ее богах. В «Ригведе» прославляются боги трех сфер: Индра – бог грозы, Агни – бог огня, Рудра – бог разрушительных стихийных сил, Варуна – бог неба, а позднее и водной стихии, Притха – богиня Земли. Выделяются также боги Солнца – Сурья, Митра, Савитар и др.

В более поздних произведениях Индии – «Махабхарате» («Великое сказание о потомках Бхараты») и «Рамаяне» («Сказ о приключениях царя Рамы») – прославляются новые боги, оттеснившие старых. Это Брахма – создатель мира, Вишну – бог Солнца, Индра – покровитель царской власти, Шива – божество страшной разрушительной силы, направленной против зла.

В «Пуранах», древнем литературном собрании мифов и сказаний, в стихотворной форме повествуется о происхождении и развитии мира, о генеалогии богов, мудрецов, героев и царских родов.

Согласно древнеиндийским трактатам, наш мир, включающий и Землю, и человечество на ней, раз и навсегда подчинен предопределенным циклам. Каждый такой цикл, именуемый Маха-Югой («Великий век»), составляет 4320000 лет. В свою очередь, каждая Маха-Юга делится на четыре малые Юги («эпохи Земли»), соотносящихся как 4:3:2:1. Это Крита-Юга (1728000 лет), Трета-Юга (1296000 лет), Двапара-Юга (864000 лет) и Кали-Юга (432000 лет). Четыре малые Юги сменяют одна другую, подобно временам года.

Но на этом космическая цикличность не завершается. Существует еще один цикл – День Брахмы (Кальпа), который составляет 1000 Маха-Юг или 4320000000 человеческих лет. Однако в основу циклической модели мира был положен масштабный космический цикл – Век Брахмы, который составляет 100 божественных или 311040000000000 человеческих лет. Когда кончается Век Брахмы, уничтожаются все миры и сам Брахма. Наступает 100 божественных лет хаоса, после чего Брахма возрождается вновь. Вместе с Брахмой возрождается новый мир и новое человечество. И так все повторяется до бесконечности.

Похожая концепция о времени как о переменной периодической величине была разработана на африканском континенте в великом и могущественном Египте. Древние египтяне создали одну из самых высокоразвитых культур, где на первое место выступало религиозное мировоззрение. Египтяне поклонялись разным богам, но больше всего они почитали бога Солнца под именем Атум-Ра (в Фивах – Амона, Амуна), бога Осириса и его жену Исиду, а также Хапи, «кормильца людей», – божество реки Нила.

Река Нил – это единственная в стране пресноводная река, которая тянется на многие сотни километров среди бесплодных песков Ливийской пустыни и одаривает опаленную Солнцем землю живительной влагой и плодородным илом. Плодородная долина Нила была заселена человеком с незапамятных времен. По мере численного роста населения в долине Нила возникли два крупных царства – Верхний и Нижний Египет. Считается, что примерно 5100–5200 лет назад произошел процесс объединения Египта в единое государство. Египтологи полагают, что объединение Египта было завершено могущественным повелителем Верхнего Египта – Менесом. С датой объединения Египта в централизованную раннерабовладельческую монархию обычно связывают историю Египта, хотя сами египтяне считают, что их цивилизация намного древнее.

Египтяне, как и другие древние народы, вели систематические и тщательные обзоры неба. На основании накопленных наблюдений они сначала разработали лунный календарь, затем – солнечный. Египетский год подразделялся на 12 месяцев по количеству зодиакальных созвездий и по 30 дней в каждом месяце, всего получалось 360 дней. Дополнительные «5 дней сверх года» египтяне прибавляли к концу года и считали их праздничными. Египетский месяц, как и китайский, состоял из трех десятидневок – деканов. В году их насчитывалось 36.

Небесную сферу египтяне тоже делили на 36 деканов по 10 дней, что в сумме составляло 360. Деление небесной сферы египтянами на 360 дней напоминает деление неба вавилонянами на 360 «шагов»-градусов.

Что касается несогласования длительности лунного года с солнечным годом, то египтяне сложили об этом красочные мифы.

Согласно древнеегипетским мифам, создателем нашего мира является солнечный бог Атум-Ра. Он также является прародителем большой божественной семьи из девяти богов, десятым был Гор (Хор). Повествование о большой божественной семье начинается с предыстории, когда Атум-Ра (Атум – «Возникший сам по себе») находился в фазе до-существования, то есть до возникновения мира. История мира началась тогда, когда Атум-Ра стал тройственным, то есть произвел из себя самого первую пару богов: сына Шу – бога воздуха и дочь Тефнут – богиню влажности. Шу и Тефнут стали супружеской парой и породили Геба – землю и Нут – небо. Бог земли Геб взял в жены богиню неба – Нут, но бог воздуха Шу разъединил их. С тех пор, как говорят мифы, небеса отделены от земли воздухом.

Став женой бога Геба, богиня Нут забеременела. Узнав об этом, солнечный бог Атум-Ра страшно разгневался. Он заявил, что не даст ей ни одного дня, ни одной ночи для рождения ребенка. Опечаленная богиня Нут пошла к мудрому богу Тоту за советом, и тот успокоил ее. В гостях у богини Луны бог Тот выиграл в кости по одной семьдесят второй части от каждого дня лунного года, получилось 5 лунных дней. Мудрый бог Тот подарил их богине Нут, и богиня благополучно родила пятерых богов – Осириса, Сета, Исиду, Нефтиду и Гора (Осирис и Исида еще в утробе матери стали супругами, и у них родился единственный сын – Гор).

Пять членов божественной семьи стали жить на земле и были первыми правителями Египта. Чтобы умилостивить верховного бога Атума-Ра, они отдали ему свои дни. А до этого события, как гласят мифы, лунные и солнечные годы были равны – каждый год равнялся 360 дням. Но после рождения пятерых богов лунный год сократился до 355 дней, а солнечный год увеличился до 365 дней.

Итак, несмотря на разные языки, религию, вековые традиции, обычаи и нравы народы мира имели схожие календари и космогонические представления: все в небесах повторяется циклически, рециркулирует. По теории майя, Вселенная – это цикл в цикле, в цикле, в цикле, в цикле или, как это описал один иудейский пророк, колесо в колесе, в колесе…

Цикличное и линейное время

Западные люди размышляют о прошлом человечества как о прямой дороге времени. Великий немецкий государственный деятель XIX века Отто фон Бисмарк называл это «потоком времени», двигаясь по которому все сообщества людей переживают и хорошие, и плохие времена. Аналогия уместна, если рассматривать время линейным образом, как это делают археологи. Они используют множество методов для датировки тысячелетий далекого прошлого.

Линейная экстраполяция прошлого не является единственным способом осмысления древних времен. Многие общества, как древние, так и современные, представляют время как циклическое явление или иногда как соединение линейного и циклического. Цикличный подход связан со сменой времен года и прохождением небесных тел, с теми тесными взаимоотношениями, что существовали между народами, питающимися дарами природы, и земледельцами и окружающей их средой. Он также основывается на вечных реалиях человеческой жизни: зачатие, рождение, жизнь, взросление и смерть. Бесконечное повторение времени посадки и сбора урожая, миграции животных или нереста рыбы, созревание диких плодов - все это правило существованием человека. Древние майя разработали сложный циклический календарь, в котором взаимодействовали светский и религиозный календари, для того чтобы отсчитывать прохождение времен года и регулировать религиозные обряды (Коэ - Сое, 2002; Шель и Фридель - Schele and Friedel, 1990).

ОТКРЫТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В ТЕОТИУАКАНЕ, МЕКСИКА, 1998

Город Теотиуакан вырос на краю долины Мехико из множества маленьких деревень и к 650 году н. э. превратился в большой город с населением более 200 000 жителей (см. рис. 15.12). Ядро города составлял большой церемониальный комплекс с доминирующими пирамидами Солнца и Луны, но очень мало известно о строителях комплекса или о ритуалах, там совершавшихся. В 1998 году группа американских и мексиканских археологов, возглавляемая Сабуро Сугияма, производила раскопки в самой середине пирамиды Луны и обнаружила четыре разделяющихся слоя и захоронение человека, датируемое 150 годом н. э. В могиле находилось более 150 артефактов, расположенных вокруг скелета мужчины. Это были глиняные сосуды, артефакты из жадеита, фигурки, тонкие лезвия из обсидиана и украшения для ушей из жадеита. Неподалеку находились скелеты нескольких ястребов и ягуара, возможно похороненных заживо в своих клетках.

Сначала Сугияма со своими коллегами подумали, что они вскрыли захоронение знатного человека. Но руки его были связаны за спиной, и лежал он на краю того, что, очевидно, являлось намного более большим погребальным комплексом. Археологи считают, что это жертвенное приношение. Сугияма полагает, что еще больше захоронений будет обнаружено глубже в пирамиде, возможно, могильный памятник одного из правителей Теотиуаканы. Такое открытие было бы чрезвычайно важным, поскольку нам ничего не известно о могущественных правителях этого великого города.

Но из этого не стоит делать вывод, что общества с циклическим пониманием времени не имели также и линейных хронологий. Знаменитый «длинный отсчет» майя являлся линейной хронологией, образовывавшей неотъемлемую часть тесного взаимоотношения между правителями майя и космосом. Древние египтяне разработали линейную хронологию в административных целях. Но в целом общества обращались к линейным хронологиям тогда, когда в них была нужда. Например, западные общества используют линейное время для регулировки времени молитв, для контроля рабочего дня и для расписания движения самолетов. Трудно обобщать, но общества с централизованными политическими системами имеют тенденцию использовать время правления царей как вехи на линейной шкале времени (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Искусство как история. Медная пластина из Бенина, Западная Африка. На ней изображен сидящий оба (царь) со своими слугами. Такие предметы являлись важными историческими материалами о царском правлении и генеалогии и хранились в царском дворце. (Национальный музей африканского искусства Смитсонианского института, Вашингтон - National Museum of African Art, Smithsonian Institution, Washington D.C., U.S.A. Aldo Tutino/Art Resource, NY)

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

Мир в то время При Траяне, в 115 году нашей эры, Римская империя была огромна, как никогда до или после. Ее сухопутные границы тянулись по периметру более чем на десять тысяч километров, то есть почти на четверть окружности земного шара. Империя простиралась от Шотландии до

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

VI Время Для человека Средневековья не существовало понятия единого времени, оно воспринималось в чередовании многих временных ритмов, наслаивавшихся друг на друга. Эсхатологическое время отсылало его к последним дням человечества (Страшный суд и воскрешение мертвых) и

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Его время Так, сопоставляя смутные воспоминания этой Повести с иноземными бестиями, не без усилий и не без участия предположений получаем некоторую возможность представить себе, как подготовлялись оба начальных факта нашей истории. Приблизительно ко II в. по р. х.

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Глава 7. Время войны и время мира Война – смысл жизни рыцаря. Конечно, будучи посвященным в это звание, он становился воином Божьим, и ему надлежало умерять свой вкус к войне, подчиняя его требованиям веры. Однако ни сам вкус, ни пристрастие к военным действиям от этого не

Из книги Казачество. История вольной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

51. КАВКАЗСКОЕ ЛИНЕЙНОЕ ВОЙСКО Остановка ермоловского наступления на Кавказ, отвлечение войск против Персии и Турции имели катастрофические последствия. Мюридизм получил передышку, набрал силу. И снова посыпались трагические донесения. Кабардинцы уничтожили казачий

автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. – Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя Федора

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Взгляды науки и русского общества на Петра Великого. – Положение московской политики и жизни в конце XVII века. – Время Петра Великого. – Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы. – Время Елизаветы Петровны. – Петр III и переворот 1762

Из книги Повседневная жизнь российских жандармов автора Григорьев Борис Николаевич

Глава 3 Время террора и время побед

Из книги Цивилизации Древнего Востока автора Москати Сабатино

Время Есть еще один вопрос, тесно связанный с вопросом места и не менее противоречивый, – вопрос времени. История Древнего Востока начинается с первых найденных документов, которые относятся к началу 3-го тысячелетия до н. э. Но как далеко мы имеем право продлить ее?По

автора

Священное время, или Время Богов Наряду с пространством время является одной из основных составляющих и языческой, и современной картины мира. В традиционном понимании оно неоднородно.Но что же такое время с точки зрения традиционного восприятия?«О Бояне, соловию

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Время мирское, или линейное «Конечно, большая часть жизни человека раннего средневековья проходила в добывании пищи, однако у него оставалось какое-то свободное время, которое посвящалось не только праздникам и обрядам» (Коваль, 2000). Именно поэтому необходимо сказать

Из книги Арийское прошлое земли Русской [Таинственные корни русичей] автора Белов Александр Иванович

Пословица «Время разбрасывать камни, время собирать камни» оказалась

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

ВРЕМЯ Понятие времени представляется еще более сакральным. Оно присутствует в каждом человеке, который в своих общественных связях и в своих верованиях всегда смотрится в некой исторической перспективе. Он потомок своего рода, его повседневные деяния управляются

Из книги Классическая Греция автора Бюттен Анн-Мари

ВРЕМЯ Ничего из того, что делает человек, не ускользает от времени, то есть от изменений и от распада. «В определенное время все возникает и гибнет... Ясно, что время само по себе скорее будет причиной уничтожения, чем возникновения...», - говорит Аристотель («Физика», 222 Ь,

Из книги Иван Грозный автора Духопельников Владимир Михайлович

Время перемен, время реформ После грандиозного пожара прошло без малого два года, в течение которых Иван «переосмысливал» свою предыдущую жизнь и вокруг него формировался кружок единомышленников. О произошедших в нем изменениях Иван заявил на церковном соборе. «От

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

Время грешить и время каяться Перемена в поведении Толстого-Американца становилась все заметнее. В карты он играл теперь преимущественно в Английском клубе и других благородных собраниях, где шельмовать было недопустимо - он стал светским человеком и начал дорожить

Во многих книгах вы можете прочесть, что древние представляли себе время цикличным. Тому можно найти немало подтверждений. И однако мы ошибемся, если примем такое утверждение. В чем же тут подвох? В наших собственных взглядах. Если считать время чем-то существующим, то изменение представлений о времени можно считать приближением к истине, приобретением нового знания, даже преодолением заблуждения. Примерно так, как христианские теологи говорили об образе единого бога. Открылась ли людям истина о боге со временем? Если верить в христианского бога - да. Но если мы примем, что все боги выдуманы, то истина не могла открываться просто в силу несуществования того, о чьем образе мы говорим. Нельзя иметь знание о том, чего не существует. Точно то же самое просходит и с представлениями о времени. Говорить о достижениях в области познания времени можно было бы только в том случае, если бы время существовало, но его не существует. Почему же, сравнивая категорию времени с понятием бога, я считаю, что "бог" представляет лишний элемент культуры, а время - необходимый? Потому что в реальности нет времени, но есть временность. Временность - постоянная изменчивость реальности. Время - способ ориентироваться в этой изменчивости. Часы - некий компас, помогающий плыть в потоке бытия, сопоставлять процессы. Значит, время как искусственно созданная шкала имеет ценность только тогда, когда выполняет свою функцию.
Мы говорим, что для древних время было циклично, но забываем, что наши часы тоже основаны на принципе периодичности. Что такое год, как не цикл? Календарь по-прежнему ориентирован на астрономические и природные циклы. Автор биографии не забывает, что жизнь - тоже цикл. У каждого человека свои детство, молодость и старость. Таким образом, в культуре сохраняется ориентация на цикличность процессов. Циклы не всегда повторяются, не всегда равны периодам. Жизнь человека - уникальный цикл. Какое же представление о времени мы имеем сейчас? Смешанное. Потому что мы, представляя единое линейное время, не можем полностью игнорировать цикличность процесов. Наше представление о времени получается противоречивым, неустойчивым. Как сочетается непрерывность и однонаправленность с цикличностью? Никак. Они просто накладываются друг на друга. Как я выше указал, мы не могли продвинуться относительно древних в изучении времени. Более того, мне кажется, что наши представления о времени стали ошибочными. Несмотря на создание Эйнштейном теории относительности, взгляды большинства следуют тому, во что верил и что говорил Ньютон: время и пространство - вместилища бытия, всё происходит в пространстве и времени. Это, безусловно, шаг не вперед, а назад по отношению к древним представлениям.
Для древних время было циклично потому, что процессы, которые они измеряли, были цикличными. Для земледельцев годовой цикл имел огромное значение, намного большее, чем для охотников-собирателей. Календарь - одно из первых достижений цивилизации. Ведь именно календарь позволял регламентировать всю жизнь сообщества в соответствии с природными и сельскохозяйственными циклами. Не случайно календарь находился в ведении жрецов. Цикличное время древних - не проявление "представлений о времени", а время культуры, приспособленное к жизненным циклам. Историку неудобно считать годы по царствованиям, а современникам был удобен именно такой счет лет. Единое летоисчисление возникло очень поздно и применялось в немногих странах. Причем религиозный счет в каком-то смысле тоже цикличен - отсчет от рождества христова, который сменил отсчет от сотворения мира - указание на новый цикл. Похожие гигантские циклы можно найтив майянском и индийском календарях. Но примем условно, что перед нами единая шкала. Всё равно на ней откладываются годы, то есть природные циклы. К 20 веку мы всё больше стали отрываться от годичного и даже суточного циклов, наша жизнь благодаря электричеству и возможности хранения продуктов не так жестко связана с временем года и временем суток. Порой мы как бы теряем ощущение времени - то есть теряем ощущение окружающего нас мира, теряем связь со средой. Именно поэтому нам так трудно понять древних. Они не заблуждались относительно времени. Их время было правильным, то есть практичным. Они его сами создавали.
Теперь более интересный вопрос. Сознавали ли люди в далеком прошлом, что есть единый поток изменений, который не описывается исчерпывающе с помощью циклов? Да, сознавали. Это можно увидеть уже в мифах. "Время" мифов не стыкуется с циклическим повседневным временем. Ориентируясь в повседневной жизни на циклическое время - календарь - люди чувствовали и осознавали единую временность. Вот, к примеру, несколько строк из стихотворения известного китайского поэта эпохи Тан, Ли Бо (8 век):

И терновник растет
В знаменитых покоях дворца,
На Великой террасе
Олени резвятся весь день.
Где цари и вельможи?
Лишь время не знает конца,
И на пыльные стены
Вечерняя падает тень. (пер. А. Гитовича)

По стихотворению Ли Бо видно, что единый поток бытия, который характеризуется временностью, вполне осознавался. Можно ли назвать это временем? Если мы назовем этот поток временем, то будет неясно, что это слово обозначает. Ведь это не самостоятельная сущность, этого потока нет. Это не какой- то особый процесс и не особая сущность и тем более не вместилище бытия. Это характеристика изменчивости бытия. Временность - изменчивость бытия в нашем восприятии. Заменять изменчивость на время было бы ошибкой. Зато цикличное время календаря и летописи - это именно время, оно создано людьми. Время - культурный феномен и имеет место только в мире человека. Оно, конечно, не существует в прямом смысле слова и здесь, время - упорядоченность временности. Часы отмеряют время, отсчитывают время, но главная сущность времени - регулирование поведения человека. Это время для древних было циклично. Но мы с вами убедились, что это не касается мировосприятия и мировоззрения в целом.
Когда человек не зависит от природной среды, он лишается необходимости циклично структурировать время. На протяжении последних трех столетий культура сдвигается к линейному времени. Для нас отсчет годов и дней уже не имеет такого значения, как раньше. И резко возрастает значение отсчета минут и часов. В ряде случаев ставятся не часы, а хронометры и секундомеры, отсчет времени в которых производится непрерывно от какого-то момента (например, старта). Такой принцип отсчета времени больше соответствует нашим представлениям о мире. Глобальному миру нужно единое время, это логично. Вопрос в другом - нужен ли человеку этот глобальный мир? Если для меня природный мир стоит выше человеческой глобальной цивилизации, то циклическое время будет выше непрерывного линейного времени. Речь не только о смене времён года, мы в самих себе содержим своеобразные часы. Мы спим каждые сутки, мы периодически голодны, да и другие наши потребности связаны с циклами - в том числе возрастными. Никакая цивилизация не смогла этого отменить - несмотря на все старания. Современная наука оперирует таким понятием, как "биологические часы". Иначе говоря - биоритмы. Биологические часы - один из способов приспособления организма к природной среде. Удивительный способ, если присмотреться.
Краткий экскурс показал, что циклическое время наиболее соответствует циклам среды и биоритмам, а потому оно наиболее удобно для человека. Для социальных макроструктур - государства, цивилизации, огромных корпораций и так далее - удобнее линейное время. Представления древних о мире были вполне реалистичны, и общую временность они чувствовали и сознавали. Но в культуре господствовало цикличное, человеком созданное время. Это не древние ошибались, это мы ошибаемся, когда говорим, что у древних циклическое восприятие времени было частью мировоззрения. Циклическое время культуры не равно представлениям о циклическом времени бытия. Сознание непрерывности изменений и цикличности изменений, и непрерывности циклов - гармонично сочеталось у людей прошлых эпох. Нам для того, чтобы реконструировать их представления, их мысли - нужно делать очень большие усилия.

Шопенгауэр писал, что сон и явь – это страницы одной книги: читая ее от начала до конца, мы живем; перелистывая наугад – грезим.

Х.Л.Борхес

Идея циклического времени – то есть ситуации, когда последовательность всех событий начиная с какой-то точки повторяется, причем с том же порядке – не является новой. Перечень разных ее вариантов занял бы много места; достаточно полный анализ есть у Борхеса. Однако эти модели не затрагивают вопрос о первом и последнем циклах, который мы и рассмотрим.

Цикличность может быть разной. Простейшая – точная цикличность. Борхес утверждает, что она невозможна, так как слишком маловероятна. Есть очень простой контраргумент – малые неточности, по-видимому, не имеют значения, ибо не направляют развитие мира по другой траектории. Кажется очевидным, что изменения, вполне большие на атомном уровне (например, расположение атомов в пасте шариковой ручки или их количество), вовсе не влияют на судьбы мира. Ну выкину я этот стержень, ну вставлю другой... В такой ситуации полностью теряет смысл вопрос, в каком цикле мы находимся. Точнее, он становится тривиальным: ответ – в бесконечном. Ибо они, циклы, были и будут всегда. К слову: у писателей иногда случаются забавные прозрения, например В.Шендерович написал: «Относительно маятника: Вселенная мотается туда-сюда».

Можно представить себе иные модели. В циклах может накапливаться энтропия, как у А.Д.Сахарова в его модели «многолистной Вселенной», которая, по существу, и есть модель циклического времени. Что происходит в итоге? Либо существует суперцикл, в котором один цикл – это последовательность циклов с нарастанием энтропии (идея, близкая древнеиндийской космогонии), либо суперцикла нет, и эта закономерно изменяющаяся последовательность – единственная. В этом случае, поскольку от цикла к циклу что-то изменяется (например, та же энтропия), циклы могут быть разными, и возможно существование первого и последнего циклов. Люди верующие могут назвать их «царством Бога». Спрашивать – что было до и после них? – бесполезно, ибо по собственным часам этой Вселенной данные два цикла бесконечны. Разумеется, возможен вариант с двумя «царствами божьими» – в начале и в конце, когда число циклов конечно. Итак, мы имеем одну схему с бесконечным числом одинаковых циклов и четыре схемы с разными циклами бесконечную в обе стороны, две полубесконечные и одну конечную.

Естественно, как это и предполагает Сахаров, в конце каждого цикла может происходить поворот «стрелы времени», и тогда последовательность событий обращается. Но в данном случае это не имеет значения. Заметим также, что весьма популярная модель Большого взрыва не противоречит ни одной из этих гипотез. Современная физика не дает ответа на вопрос, что было до и после сингулярности, – она утверждает, что сингулярность в том виде, в каком она получается из простых моделей, по-видимому, не реализуется, поскольку противоречит, например, квантуемости пространства. Поэтому физика честно говорит, что наше сегодняшнее представление о ситуации ограничено и мы не знаем, как именно устроена сингулярность, что было до и что будет после нее.

Остался еще один вопрос – свобода воли. Она нисколько не противоречит моделям с разными циклами. Действительно, в модели с разными циклами свобода воли может существовать – что с того, что «я» в предыдущем цикле делал «что-то»? Новый цикл может быть иным. В модели с одинаковыми циклами ситуация сложнее, поскольку в предыдущем цикле «я» делал «что-то» и, стало быть, должен делать это же «что-то» в другом цикле. Ослепительной молнией сверкнувшая в вашем мозгу мысль о том, что мы находимся в первом цикле и наша свобода воли – последняя во Вселенной – красива, но неверна. В модели бесконечных одинаковых циклов нет «первого», и в нем свобода воли невозможна. Это является психологическим – но не физическим – доводом «против». В модели конечного числа циклов или в одной из полубесконечных моделей первый цикл есть, но это уже не имеет значения – во всех моделях с разными циклами свобода воли возможна и так. В получившуюся схему укладываются все рассмотренные в литературе модели.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: